Выступления и статьи

Министерство образования и науки
Республики Крым
Нижнегорский районный отдел образования

Занятие с элементами правового тренинга на тему:
«Как не стать жертвой преступления»

Подготовила и провела
Учитель истории
Учитель высшей категории
«Старший учитель»
УВК’Школа-гимназия’№3
Панова Л.В

Нижнегорский 2014

Цель занятия: рассказать учащимся, как избежать опасности стать жертвой преступления; объяснить, как действовать в небезопасной ситуации; учить учащихся анализировать ситуации и находить правильный путь выхода их них

Оборудование: перечень правил проведения занятия с элементами тренинга.

Ход занятия
I Организационная часть.
Напоминаю учащимся, что занятие будет проходить с использованием элементов тренинга. Обращаю внимание на то, что для продуктивности сотрудничества необходима плодотворная работа, работа всех присутствующих на занятии. Все присутствующие садятся по кругу.
Раздаю листы бумаги, на которых учащиеся записывают, что они ждут от занятия.
Предлагаю каждому по очереди прикрепить листочек на нарисованное на доске солнышко.
Первым начинает учитель.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Напоминаю учащимся, что сегодня их объединяет общая цель. А чтобы работа была интересной и продуктивной, необходимо принять правила и их придерживаться. Предлагаю всем по очереди высказать свои предложения. Заранее подготовленные правила вывешиваются на доске.

Приблизительный перечень правил
- Не перебивать;
- Не критиковать;
- Говорить чётко, по существу;
- Уважать мнение других;
- Любой ответ принимать позитивно.

Если во время занятия будут нарушения , учитель обращается к правилам.

III. Элементы тренинга.
Записываю на доске слово ‘Преступление’ и задаю вопросы:
Что означает это слово?
Какие типичные преступления совершаются в нашем населенном пункте?
Все ответы учащихся записываются на доске, они объединяются стрелками со словом ‘Преступление’ и между собой.
Помогаю учащимся сформулировать определение.
Преступление - предусмотренное настоящим Кодексом общественно опасное виновное деяние, совершенное субъектом преступления против общественного строя государства, его политической и экономической системы, собственности, личности, политических, трудовых, имущественных или других прав и свобод граждан, правопорядка.
Упражнение ‘Микрофон’
Cуществует понятие ‘Жертва преступления’
Какой человек чаще всего может выступить в роле ‘жертвы преступления?’
На доске составляю ‘портрет жертвы’
Ж---------à Одинокая
Е----------à Неуверенная
Р----------à Униженная
Т----------à Угнетенная
В----------à Невнимательная
А----------à Агрессивная

Статистика свидетельствует, что 90 % всех преступлений против личности (разбой, избиение, издевательство) происходит против одинокого человека. Психологи считают, что психологическое состояние человека играет важную роль в ситуации преступник-жертва. Преступник выбирает жертву из числа людей в угнетенном состоянии, неуверенных в себе, в своих силах или агрессивный.
Возникает вопрос: как избежать грабежа и насилия?
Работа в малых группах
Объединяю учащимся в группы и предлагаю в течение определенного времени, используя подсказки (одинокий, новые знакомства, алкоголь и наркотики, шаги за спиной), составить советы тем, кто не хочет стать потенциальной жертвой преступления.
После окончания отведенного для работы времени презентация результатов работы одной из групп. Учитель и группа участников корректируют ответы.
Практические советы

1. Не ходите поодиночке.
Если вы поздно возвращаетесь домой, то попросите знакомых, друзей проводить вас. Планируйте свой путь по людным и освещенным улицам. Снимите ценные вещи и запрячьте их в сумочку. Не заходите в подъезд с незнакомыми людьми. Не садитесь в незнакомую машину. А лучше всего не выходите поздно вечером на улицу. Всегда предупреждайте родителей о том, где вы.
2. Очень внимательно относись к новым знакомствам.
Старайся не ходить одной к своим знакомым. Особенно
16:21:37
вечером. Не принимай новых знакомых к себе домой, если в них не уверена. Помните: оставаться в одиночестве с незнакомыми, какими бы они привлекательными не были, как ни привлекало вас их приглашение пойти с ними в кафе, кино, покататься на машине, даже ради помощи людям, - нельзя!
3. Не употребляйте алкоголь или наркотики.
Те, кто употребляет алкоголь или наркотики, часто попадают в сомнительные компании и становятся жертвами своих же сомнительных знакомых. Кроме того, зависимость от алкоголя и наркотиков приводит к зависимости от преступников, а впоследствии и к совершению преступления
4. Шаги за спиной.
Если вы услышали шаги за спиной или увидели подозрительного человека, который идет вам навстречу – смените темп, перейдите несколько раз на другую сторону улицы. Если кто-то вас преследует, не паникуйте. Действуйте спокойно. Перейдите на бег. Двигайтесь в сторону освещенных мест, туда, где люди. Начинайте кричать громко: ‘Пожар! Горим!’- на такие крики жители домов быстрее выглянут. Можно, в крайнем случае, разбить стекло - это лучше, чем стать жертвой преступления.
5. А если никто не помог?
Если преступник догнал вас и некому помочь, то в такой ситуации не существует единого рецепта. Держитесь спокойно. Довертись своей интуиции. Самое главное – это сохранение вашей жизни. Можно попробовать схитрить. Например, вести себя как ‘невменяемый’. Если преступник – насильник, можно сказать, что вы больны венерическим заболеванием и завтра вас же положат в больницу для лечения. Если вооруженный грабитель требует кошелек, угрожая убить, спокойно отдайте его. Во всех случаях ведите себя спокойно. Внимательно рассмотрите преступника и, как только станет возможно, сообщите о происшествии в милицию.

Учитель
Преступники избирают себе в жертву людей, неуверенных в себе, в подавленном состоянии. Поэтому, старайтесь всегда быть:
- подвижными;
- спокойными;
- тактичными.
Если вы оказались свидетелем обязательно:
- сообщите об этом в отделение милиции – лично или по телефону 102 (помните, если вы узнали о преступлении и не сообщили в правоохранительные органы, то это – правонарушение);
- помогите тем, кто пострадал (вызовите ‘скорую помощь’, в случае необходимости окажите первую неотложную помощь: искусственное дыхание, остановка кровотечения);
- будьте внимательны (пытайтесь запомнить обстоятельства преступления, приметы преступника, но не следует самому вмешиваться в ситуацию, это может привести к большим осложнениям и может быть небезопасно для вас);
В случае необходимости обращайтесь:
- телефон вызова милиции 102;
- телефон вызова ‘скорой помощи’103;
- телефон дежурной части райотдела милиции.
V. Релаксация
Учитель
В начале нашего занятия, каждый из нас написал на листочке то, что он надеялся получить от тренинга.
1) Оправдались ли ваши надежды?
2) Хотите ли вы поблагодарить или пожелать что-то всем участникам тренинга, кому-то персонально?
VI. Домашнее задание.
Обговорите полученную информацию дома с родителями, друзьями.

1 комментарий: